Телефоны для связи:
+7 (499) 171-62-15

info@hramvkaracharove.ru

Храм Живоначальной Троицы в Карачарове » Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота

27 октябрь 2023, Пятница
330
0
Поздняя и недостоверная легенда связывает установление этой субботы с Дмитрием Донским и Куликовской битвой. Но что же на самом деле представляет собой эта суббота?

У древних кельтов одним из главных праздников был Самайн (Samhain) - праздник окончания теплого времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи - приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. С этим днем связывались некоторые важные события в кельтской мифологии и истории. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших. Такие обычаи известны и у других народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа ирттерни», т. е. поминок.

В VIII века в Риме, а с IX века повсеместно на Западе 1 ноября стало праздноваться как день Всех святых. В 994-1048 гг. аббат Клюнийского монастыря св. Одило закрепил за 2 ноября поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской Церкви. Многие исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.

В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, а в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) не отмечается вовсе. Однако она изредка указывается в оригинальных русских памятниках - соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей. Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV века, но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицко-Сергиевой лавры 1-й пол. XVI века предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую», в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». 

Вне монастырей Димитриевскую родительскую субботу  воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в этот день "петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить". В Чиновнике московского Успенского собора под 23 октября содержится следующая запись 2-й пол. XVII века: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная этой субботе, с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго».

В XVII веке Димитриевская суббота по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике Троице-Сергиевой лавры РГБ № 818, XVII в., на л. 196-197 выписаны имена монахов Троице-Сергиевой лавры, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с этим днем. Сами сказания о Куликовской битве также не содержат указаний об установлении родительской субботы князем Димитрием Донским.

Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI века и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что благоверный князь обращался к преподобному Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его»; однако весьма показательно, что и в этих словах Димитриевская суббота не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX веке.

На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (альтернативное название - Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах.

На Руси традиционно в этот день. готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот, Семика и Радоницы). 

Итак, Дмитриевская родительская суббота - это церковная версия древнего праздника умерших душ, почитавшегося народами северной (но не южной - отчего, например, Дмитриевской субботы нет у греков) Европы.

Пятница, 27 октября - 18:00 Парастас (заупокойное богослужение)

Суббота, 28 октября - 08:00 Часы. Литургия. Панихида
ФОТО:
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Партнеры