Телефоны для связи:
+7 (499) 171-62-15

info@hramvkaracharove.ru

История храма

            Село Карачарово, давшее впоследствии название московскому району, получило свое именование по фамилии владельцев – дворян Карачаровых. Известно, что Федор Карачаров владел поместьями в 1486 году; его сын Митрофан был в 1499–1504 гг. послан в Венецию, а внук, Иван Бакака-Карачаров служил дьяком при Василии III и Иване IV Грозном. В XVII столетии Карачаровы продолжали нести службу стольниками государева двора.


            Село упоминается в приправочных книгах 1571 года. С этого года до начала Смутного времени владел Спасо-Андроников монастырь. В Смуту село было разорено, а по окончании оной отдано боярину Василию Ивановичу Стрешневу, который построил свой двор, две церкви и поселил крестьян. Переписные книги 1646 года у поминает храм Трех Святителей, боярский двор, в коем «живут боярские дворовые люди», «четыре двора задворных людей с семь человек, новая слобода Карачаровская, а в ней церковь Знамения Пресвятой Богородицы, у церкви поп Мартин, во дворе дьячек Мишка Дементьев, да крестьян четыре двора, в них сто одиннадцать человек». С 1666 по 1764 гг село снова находится во владении Андроникова монастыря, после чего пехеходит в ведение Коллегии экономии.

            В 1773 году священник Знаменской церкви села Карачарово Андрей Артамонов с прихожанами подают прошение в Московскую духовную консисторию о постройке каменной церкви в честь Живоначальной Троицы, для строительства которой община уже собрала до 600 рублей и заготовила материалы. 19 февраля того же года консистория выдает разрешение, а в 1774 году основное строительство было завершено. В июне 1776 года холодная Троицкая церковь была освящена. Первоначально это был небольшой храм, выстроенный в формах западноевропейского барокко. Он состоял из квадратного в плане со скругленными углами четверика размером 4×4 сажени. С востока к нему примыкала прямоугольная апсида, а с запада – трапезная. Четверик перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом со световым барабаном в завершении, увенчанным луковичной главкой. Фрагменты декоративного убранства XVIII в. сохранились на восточном фасаде апсиды Троицкого храма.


            В 1780 году к церкви была пристроена каменная колокольня, в 1782 – теплый придел во имя Знамения Божией Матери, освященный в 1783 году.


            Отечественная война 1812 года не обошла стороной и Карачаровский приход. Храм сильно пострадал во время пребывания французов в Москве. Приходские деревни были сожжены, а сам храм осквернен. В марте 1813 г. по благословению Московского архиепископа Августина благочинным, священником Алексием Григорьевым, освящается после восстановления Знаменский придел, а в мае 1816 г. – главный, Троицкий.


            Однако, выстроенные в кон. XVIII в. Знаменский придел и колокольня просуществовали недолго. Спустя пятьдесят лет, в 1830 г., по благословению свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, они были разобраны, а на их месте возведена в 1831–1832 гг. новая обширная трапезная с двумя приделами в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Николая Чудотворца. Выстроенная в формах позднего классицизма трапезная примыкает с запада к основному четверику. Две большие арки разделяют ее внутреннее пространство на три продольных нефа, перекрытых коробовыми сводами с торцевыми лотками. Одновременно с трапезной была возведена примыкающая к ней с запада высокая четырехярусная колокольня, выполненная так же в формах архитектуры позднего классицизма. Благотворитель, на чьи средства происходило строительство, состоятельный крестьянин Яков Филиппов, был погребен под сводами трапезной части. Его же усердием в 1822 году храм украшается белым семиярусным иконостасов с вызолоченными ордерными деталями.


            К середине XIX в. село числилось в Выхинской волости Московского уезда, в 70 дворах проживало ок. 350 человек. Во второй половине столетия Карачарово становится дачной местностью. Ближайшая железнодорожная станция Перово располагалась в двух верстах, а в самом селе открылось земское училище и церковно-приходская школа. И в школе, и в училище преподают духовенство и причт. 


В 1897 г трапезная и два боковых приделов были расписаны художником М.П. Соколовым, а в 1901 и 1908 гг. производится обновление росписей основной части храма (четверика). Росписи выполнены с использованием известных произведений русской живописи, к примеру, на западной стене четверика написана копия картины «Явление Христа народу», а на южном столпе – «Христос и Мария Магдалина» Александра Иванова».


В 1903–1905 гг. площадь приделов значительно увеличивается, благодаря пристройке к первоначальному храму двух боковых придельных с выдвинутыми на восток алтарями по проекту епархиального архитектора Н. Благовещенского. Помещения перекрывались сводами Монье. 


После Октябрьской революции 1917 года Карачарово постигла печальная судьба многих русских церквей. В 1920-е гг. производилось изъятие цервовных ценностей, приход ограничивался в средствах, среди жителей села велась антирелигизная и антицерковная агитация. Первая попытка закрыть храм была предпринята в 1930 году, однако решение Мособлисполкома о передаче здания под клуб почему-то осталось невыполненным. 1937-1938 гг. репрессиям подвергаются все три священника храма. Один из них, настоятель, священник Димитрий Павлович Гливенко, расстрелянный на Бутовском полигоне 22 марта 1938 года, Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года был причислен к лику святых  новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Повторным решением Мособлисполкома в 1940 году храм был закрыт окончательно. На тот момент храм находился в черте г. Перово Московской области и еше сохранял свой дореволюционный облик, о чем свидетельствуют две фотографии 1933 г. , сделанные архитектором А.Т. Дебетовым и хранящимися в Государственном историко-научном музее архитектуры им. А.В. Щусева.



В 70-х гг. в здании церкви находился цех №2 Экспериментально-механического завода швейной промышленности, а затем Экспериментально-производственное объединение «Росмонументискусство». В это время три верхних яруса колокольни были уже разобраны, а к южному фасаду колокольни и к северному фасаду трапезной примкнули современные советские постройки.

В 1993 году храм в плачевном состоянии был передан Церкви. Трудами первого настоятеля протоиерея Михаила Харламова (19432001), прихожан и всех неравнодушных людей была возрождена богослужебная и приходская жизнь, а храму возвращен исторический облик. Благоустройство храма продолжается и в наши дни.

Партнеры