В нынешнем году суббота Светлой седмицы пришлась на период самоизоляции, поэтому прихожане не имели возможность присутствовать в храме в этот день раздробления артоса. Сейчас, когда богослужебная и приходская жизнь возвращается в свою колею, мы хотим дать возможность всем тем, кто не мог в храме за богослужением приобщиться к пасхальному торжеству, приобщиться радости Воскресения Христова в грядущий воскресный день. Артос будет роздан после Божественной литургии 14 июня, в неделю всех святых.
Слово артос в переводе с греческого языка означает просто «хлеб». У нас так называется высокий хлеб цилиндрической формы, напоминающий большую просфору.
Действительно, согласно церковному Уставу, артос – это «всецелая просфора с крестом, на ней изображенным». В реальной церковной практике в центре артоса обычно помещается изображение сцены Воскресения Христова, а по окружности – полный текст пасхального тропаря. Артос освящается сразу по окончании пасхальной литургии на солее. При этом читается «Молитва на благословение артоса во Святую неделю Пасхи», обращенная к Богу Отцу с призыванием «призре́ть (посмотреть, обратить внимание) на хлеб сей и благословить и освятить его». В ней артос понимается как праздничное приношение «в честь и славу и в воспоминание славного воскресения» Сына, а также подчёркивается его связь с еврейским жертвенным пасхальным агнцем. Важнейшие иудейские пасхальные обряды имеют для христиан прообразовательное (предварительное, указывающее на будущие) значение : их смысл до конца раскрывается лишь в событиях евангельской истории. После освящения артос полагается на аналое, как правило – у царских врат, где пребывает в течение всей Светлой седмицы. Согласно приходской практике, во время каждодневного крестного хода артос обносится вокруг храма и возвращается на прежнее место.
После Литургии Светлой субботы в храмах читается «молитва на раздробление артоса», в которой священник просит, «чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия спод
обились». Затем артос «раздробляется» (режется на мелкие части) и раздается всем молящимся в храме вместо антидора. Это делается в знак нашей таинственной трапезы с Воскресшим Господом и в память о радостном общении и праздничных братских трапезах древних христиан, сердца которых не были такими чёрствыми и эгоистичными, как наши. Артос также символически напоминает пять хлебов, которыми Христос чудесно накормил множество следовавшего за Ним народа
(Мф.14:15-21).
Историческое происхождение артоса связывается с обычаем апостолов. Они привыкли вкушать трапезу вместе с Учителем и отлагали для Него часть хлеба и по Вознесении, переживая Его невидимое с ними соприсутствие и надеясь на внезапное явление. Таким образом, артос напоминает нам о таинственном пребывании с нами воскресшего Сына Божия, ставшего истинным «Хлебом жизни»
(Ин.6:35).