Экскурсия в храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище
15 февраля, в праздник Сретения Господня, группа прихожан нашего храма отправилась на экскурсию в храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище. Настоятель храма, протоиерей Андрей Орлов радушно встретил паломников и рассказал историю храма, делая особый акцент на отличиях старого обряда. Еще с конца XVII в. земли между Таганкой и Рогожской заставой заселялись старообрядцами.
В 1800 году Московским митрополитом Платоном (Левшиным) в России было утверждено единоверие. По определению первого единоверческого епископа священномученника Симона (Шлеёва) «единоверие… есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от неё в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью… Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество». В XIX — начале XX века единоверие считалось «условным единением» старообрядцев с Православной Церковью в отличие от безусловного присоединения старообрядцев к Православной Церкви, предполагавшего отказ от старого обряда. Старообрядцам, перешедшим в единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. На пожертвования прихожан, перешедших в единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповского согласия на месте небольшой старообрядческой часовни постройки 1771 года и был возведен Никольский храм. На строительство было дано — по согласованию с правительством императора Николая I и Святейшим Синодом — высочайшее благословение Московского митрополита святителя Филарета (Дроздова). Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864). В 1855 году им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал официально называться Николо-единоверческим храмом на Рогожском кладбище города Москвы. В те времена Рогожская единоверческая община находилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению единоверия среди рогожских раскольников. В короткое время храм был настолько украшен трудами новообращённых, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали её в новом виде.
В последующие годы под руководством архитектора Н. В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже довольно ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками. На три аршина были подняты своды основного объёма храма. В 1872 году освящен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году вместо Владимирского придела устроен и освящен южный придел во имя иконы Божией Матери «Троеручица». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Окончательное архитектурное завершение храм получил уже в начале XX века. Архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX веку русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников — сооружения ещё более раннего периода.
В советское время, несмотря на неоднократные попытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по 1994 год Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой. Как-то в 30-е годы прошлого века из-за временного отсутствия настоятеля враги веры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим событием весьма почитаемая монахиня Севастиана (Лещёва) (†1970), нёсшая тогда почти все церковные послушания в храме, увидела через проём двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на монахиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в её душе благую надежду на свою небесную помощь. Храм остался открытым на протяжении всего советского периода.
После детального исторического экскурса отец Андрей провел группу в храм, погрузивший в свою необыкновенную атмосферу стен, расписанных палехскими мастерами. Храм напоминает прекрасную шкатулку, в которой можно найти драгоценные по убранству и бесценные по исторической ценности иконы.
После четырехчасовой экскурсии по храму настоятель пригласил гостей храма в трапезную, где продолжилась беседа о празднике Сретения и чудесах святителя Николая в его храме.
Обсудить
Читайте также:
09 декабрь 2019, Понедельник
Клирик храма Живоначальной Троицы в Карачарове принял участие в симозиуме, посвященном жизни Православной Церкви в Америке
Комментарии (1)