Телефоны для связи:
(499) 171-62-15

info@hramvkaracharove.ru

» » Экскурсия в храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище

Экскурсия в храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище

03 март 2020, Вторник
106
1
   15 февраля, в праздник Сретения Господня, группа прихожан нашего храма отправилась на экскурсию в храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище. Настоятель храма, протоиерей Андрей Орлов радушно встретил паломников и рассказал историю храма, делая особый акцент на отличиях старого обряда. Еще с конца XVII в. земли между Таганкой и Рогожской заставой заселялись старообрядцами. 
    В 1800 году Московским митрополитом Плато­ном (Левшиным) в России было утверждено единоверие. По определению первого единоверческого епископа священномученника Симона (Шлеёва) «единоверие… есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от неё в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью… Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество». В XIX — начале XX века единоверие считалось «условным единением» старообрядцев с Православной Церковью в отличие от безусловного присоединения старообрядцев к Православной Церкви, предполагавшего отказ от старого обряда. Старообряд­цам, перешедшим в единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. На пожертвования при­хожан, перешедших в единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповского со­гласия на месте небольшой старообрядческой ча­совни постройки 1771 года и был возведен Никольский храм. На строительство было дано — по согла­сованию с правительством императора Николая I и Святей­шим Синодом — высочайшее благословение Московского митрополита святителя Филарета (Дроздова). Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864). В 1855 го­ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици­ально называться Николо-единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. В те времена Рогожская единоверческая община на­ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению единоверия среди рогожских раскольников. В короткое время храм был настолько украшен тру­дами новообращённых, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали её в новом виде.  
    В последующие годы под руководством архитектора Н. В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь­но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло­кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися­чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ­ного объёма храма.  В 1872 году освящен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году вместо Владимирского придела устроен и освящен южный придел во имя иконы Божией Матери «Троеручица». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод­чества XVII века. 
   Окончательное архитектурное завершение храм по­лучил уже в начале XX века. Архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX веку русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников — сооружения ещё бо­лее раннего периода.
В советское время, несмотря на неоднократные по­пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по 1994 год Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой. Как-то в 30-е годы прошлого века из-за временного отсутствия настоятеля враги ве­ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со­бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана (Лещёва) (†1970), нёсшая тогда почти все церковные послуша­ния в храме, увидела через проём двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона­хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в её душе благую надежду на свою небесную помощь. Храм остался открытым на протяжении всего советского периода.
   После детального исторического экскурса отец Андрей провел группу в храм, погрузивший в свою необыкновенную атмосферу стен, расписанных палехскими мастерами. Храм напоминает прекрасную шкатулку, в которой можно найти  драгоценные по убранству и бесценные по исторической ценности иконы.
   После четырехчасовой экскурсии по храму настоятель пригласил гостей храма в трапезную, где продолжилась беседа о празднике Сретения и чудесах святителя Николая в его храме.
ФОТО:
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (1)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Stat
Stat Гости 7 марта 2020 12:47
 " И не забудем, нет! Но чисто, но бесстрастно
   Возлюбим вновь, сливаясь с Божеством!"  (Константин Романов)
  Знакома с диаконом Родионом Ильиным, он ранее служил в Троицком храме. Отец Родион немного рассказал о иконах, подарил молитвослов. С большой радостью вспоминаю службы в храме святителя Николая Чудотворца. Сердечно благодарю за интересную статью. С праздником!
Партнеры